История витража

Витражи, подобно мозаикам, обычно изготавливаются из кусочков стёкол различного цвета. В древности для производства витражей использовались достаточно яркие цвета, что объясняет уровень варки стекла с 11-го по 13-й век. Каждый цвет имел кроме основного ещё до трёх дополнительных оттенков.

Витраж 13 векНаибольшей популярностью пользовались стёкла, использующие пурпурный и прозрачный цвет, включая их оттенки, совмещение которых с прочими цветами давали изумительные изображения.

В большинстве своём витражи использовали для украшения церквей и храмов, вследствие чего они сохранились до наших дней. Изучая изображения святых мучеников на витражах, поражаешься качеству и реалистичности изображения.

Изображения на большинстве витражей 11-го 13-го веков имеют чаще всего религиозный характер. Это было нужно по двум причинам: первое – отвлечь людей от мыслей повседневных, а второе – подготовить народные массы к восприятию Божьего слова. Таким образом, выражалась догма церкви периода феодальной раздробленности. Этот момент совсем не означает то, что кроме религиозной направленности витражи не имели никакого исторического подтекста, описывающего реалии того времени. Кроме того, 13-й век является переломным периодом, так как в это время большинство крестьян всё ближе стало присоединяться к городскому населению.

Витраж в церквиС наступлением 14-го века наступил новый период в развитии витража. Громадное распространение в то время приобрела техника «гризайля». Суть данной техники была такой: В местах перехода от одного тона к другому использовалась краска, содержащая тёмные тона. Для получения таких тонов применялись составы, которые содержали смеси металлических окислов. По своему составу и техническим характеристикам данная краска не уступает смесям, которые применяют для росписи стекла и фарфора.

Теперь рисунки с применением такой техники стали сильно отличаться от произведений готического периода, прежде всего контрастными переходами, красочными пятнами и орнаментными композициями. Частенько витражи с применением новой техники больше напоминали ковёр или ткань, облагороженную красивыми узорами.

Следующим прорывом стало изобретение краски жёлтого цвета. В большинстве своём, красители, которые применялись для росписи витражей, производились на основе металла и не растворялись полностью в расплавленном стекле.

Витраж 14 векЖёлтый цвет стали получать с использованием протравы и использовали его на всей протяжённости 14-го века. Получали цвет так: для начала изготавливали пасту, в основание которой входила соль серебра, клей, глина, охра. Наносилась паста на стеклянную поверхность ровным слоем, которая требует окраски. После стекло сушили и подвергали обжигу, причём при температуре не более 600 градусов. После этого переходили к последнему этапу, производили очистку от состава нанесённого раньше.

Кроме того, 14-й век славится тем, что в нём начали изготавливать прозрачное стекло новым способом и листы стекла стали иметь значительно больший объём, чем это было ранее. Да, и ещё, новая технология позволила свести к нулю количество швов на стекле, что позволяло дать применение ещё большей фантазии для художника.

Среди основных технологий 14-го века по изготовлению витражного стекла, нельзя не заметить гравировку, которая получалась посредством применения «медного колеса». С помощью этого устройства срезается слой разной глубины с поверхности стекла, создавая рисунок, который в последствие раскрашивался.